01 апреля 2017        665         0

Загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды автотранспортом

В загрязнении окружающей среды огромная часть приходится на транспорт. Наибольшую долю среди видов транспорта, загрязняющего окружающую среду, составляет автотранспорт. Проблема заключается еще и в том, что большая часть загрязнения автотранспортом приходится на нижние слои атмосферы и места наибольшего проживания людей. Также проблема заключается в том, что в относительно небольших
автомобильных двигателях топливо не может сгорать эффективно. С увеличением количества автомобилей уровень вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду интенсивно возрастает. Так, если в начале 70-х годов доля загрязнений, вносимых в земную атмосферу автомобильным транспортом, в среднем равнялась 13%, то в настоящее время она достигла уже 50% и продолжает расти, а в городах и промышленных центрах ее доля достигает 70% и более.

По данным исследований, легковой автомобиль при среднегодовом пробеге 15 тыс. км «вдыхает» 4,35 т кислорода и «выдыхает» 3,25 т углекислого газа, 0,8 т оксида углерода, 0,2 т углеводородов, 0,04 т оксидов азота. В отличие от промышленных предприятий, выброс которых концентрируется в определенной зоне, автомобиль рассеивает продукты неполного сгорания топлива практически по всей территории городов, причем непосредственно в приземном слое атмосферы.

Состав выхлопных газов

Состав выхлопных газов очень сложен и включает более 200 компонентов, значительная часть которых токсична. Основные токсичные компоненты выхлопных газов:

  • оксид углерода
  • углеводороды
  • оксиды азота
  • оксиды серы
  • альдегиды
  • сажа
  • бенз(а)пирен
  • соединения свинца

 Оксид углерода, угарный газ

Оксид углерода — это угарный газ, который раньше был известен тем, что при неисправности печного отопления, мог приводить к летальному исходу жильцов домов. Угарный газ не имеет ни запаха, ни цвета, чем и очень опасен. Плотность оксида углерода меньше чем воздуха, поэтому он легко распространяется в атмосфере.

Когда вы чувствуете запах выхлопных газов, речь не идет об оксиде углерода, человек непосредственно может воспринимать только последствия отравления организма угарным газом. Угарный газ, попадая в организм, мешает усвоению кислорода и приводит к кислородному голоданию. В результате кислородного голодания организма ослабляется внимание, замедляется реакция, падает работоспособность. Даже незначительное количество угарного газа в воздухе приводит к головной боли и снижению работоспособности. Более высокая концентрация приводит к развитию атеросклероза, возникновению инфаркта миокарда, хронических легочных заболеваний. При том риск возникновения инфаркта миокарда при коронарном заболевании очень высок. На основе угарного газа было создано боевое отравляющее вещество — фосген.

Доля выброса оксида углерода может сокращаться благодаря нейтрализаторам отработавших газов, которые принудительно окисляют оксид углерода, превращая его в нетоксичный диоксид углерода (CO2) — углекислый газ. Поэтому в более развитых странах, где предъявляются более высокие требования к соблюдению норм токсичности выхлопных газов, доля содержания угарного газа в выхлопах автомобилей меньше.

Углеводородные соединения

Углеводородные соединения по их биологическому воздействию на организм недостаточно изучены. Однако эксперименты показали, что полициклические ароматические соединения вызывают рак у животных.  При наличии определенных атмосферных условий (безветрие, напряженная солнечная радиация, значительная температурная инверсия) углеводороды служат исходными продуктами для образования чрезвычайно токсичных продуктов — фотооксидантов, обладающих сильными раздражающим и общетоксичным действием на органы человека, и образуют фотохимический смог. Особенно опасными из группы углеводородов являются канцерогенные вещества. Наиболее изученным является многоядерный ароматический углеводород бензпирен, известный еще под названием 3,4 бензпирен, — вещество, представляющее собой кристаллы желтого цвета. Установлено, что в местах непосредственного контакта канцерогенных веществ с биологической тканью появляются злокачественные опухоли. В случае попадания канцерогенных веществ, осевших на пылевидных частицах, через дыхательные пути в легкие они задерживаются в организме. Токсичными углеводородами являются также и пары бензина, попадающие в атмосферу из топливной системы, и картерные газы, выходящие через вентиляционные устройства и в негерметичных соединениях отдельных узлов и систем двигателя.

Оксид азота

Оксид азота — бесцветный газ, а диоксид азота — газ красно-бурого цвета с характерным запахом.  Попадая в организм человека,  оксиды азота  вступают в соединение с водой. При этом образующиеся  в дыхательных путях соединения азотной и азотистой кислот, раздражающе действуют на слизистые оболочки глаз, носа и рта. Оксиды азота участвуют в процессах, ведущих к образованию смога. Опасность их воздействия заключается в том, что отравление организма проявляется не сразу, а постепенно, причем не существует каких-либо нейтрализующих средств.

Сажа

Сажа при попадании в организм человека вызывает негативные последствия в дыхательных органах. Если относительно крупные частицы сажи размером 2 — 10 мкм легко выводятся из организма, то мелкие размером 0,5 — 2 мкм задерживаются в легких, дыхательных путях, вызывают аллергию. Как любая аэрозоль, сажа загрязняет воздух, ухудшает видимость на дорогах, но, самое главное, на ней адсорбируются тяжелые ароматические углеводороды, в том числе бензпирен.

Сернистый ангидрид  (SО2)

Сернистый ангидрид (SО2) – бесцветный газ с острым запахом. Раздражающее действие на верхние дыхательные пути объясняется поглощением SO2 влажной поверхностью слизистых оболочек и образованием в них кислот. Он нарушает белковый обмен и ферментативные процессы, вызывает раздражение глаз, кашель. Скопления сернистого ангидрида и оксидов азота приводят к выпадению кислотных дождей.

Доля автотранспорта в загрязнении городов, пыль, и углекислый газ

Надо заметить, что большая часть выбросов этих токсичных веществ в больших городах приходится именно на долю автомобилей. Так, в Москве на долю автомобилей приходится 96% выбросов оксида углерода и 65% выбросов углеводородов, в Санкт-Петербурге на долю автомобилей приходится 88% оксида углерода и 79% углеводородов.

Кроме этих самых токсичных веществ, автотранспорт выбрасывает значительную часть углекислого газа, который вызывает парниковый эффект, а в городах мешает циркуляции воздуха в атмосфере, способствуя образованию смога и задерживая токсичные вещества. В результате изменения атмосферы над городами начинает выпадать значительное количество осадков.

Автотранспорт является источником загрязнения воздуха пылью. Так при движении, и особенно торможении, в результате трения покрышек о поверхность дороги образуется значительное количество резиновой пыли, которая постоянно присутствует в воздухе на участках дороги с интенсивным движением. Пыль образуется и от истирания дорожного покрытия. Пыль отрицательно сказывается на здоровье человека, губительно действует на растительный мир.

Сточные воды

При эксплуатации автомобилей образуются сточные воды. В зависимости от вида производства сточными водами на предприятиях транспорта могут являться:

  • сточные воды от мойки автомобилей
  • нефтесодержащие стоки от производственных участков (моющие растворы)
  • сточные воды, содержащие тяжелые металлы, кислоты, щелочи
  • сточные воды, содержащие краску и растворители

Шум

Шум искусственного происхождения, особенно сильный шум, отрицательно влияет на нервную систему, ведет к потере слуха, и вызывает психические расстройства. Под действием шума определенной интенсивности возникают изменения в циркуляции крови, работе сердца и желез внутренней секреции, снижается мышечная выносливость. При этом изменения в организме, вызываемые шумом, носят кумулятивный характер. Статистические данные свидетельствуют о том, что процент нервно-психических заболеваний значительно выше среди лиц, работающих в условиях повышенного уровня шума. Реакция на шум зачастую выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении. Кроме слышимого   человеческим ухом шума, транспорт создает значительный инфразвуковой шум, который также вредно воздействует на организм и психику человека. Запрет на полеты советских ТУ-154 в Западной Европе был вызван не столько их повышенным содержанием вредных веществ в выхлопных газах, сколько  повышенным уровнем шума их двигателей.

Перейти к рубрике: альтернативный транспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *